Часть коренного населения Республики Марий Эл остается приверженцами марийской традиционной религии, которая сохраняется как часть национального достояния и духовного богатства региона.

Религиозные верования составляли ядро духовной культуры марийцев. Являясь важным фактором, они охватывали все сферы жизни общества, оказывали прямое воздействие на повседневную жизнь людей, определяли их мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации, моральные установки.

Согласно марийской мифологии, высший бог обитает на небе, где у него много скота. Сам Кугу Юмо («Великий Бог») – обожествленное небо, ветер – его дыхание, радуга – лук.

Утка прилетела на поверхность Мирового океана и снесла яйца. Из них в облике селезней вылупились два брата – Юмо и Йын. Селезни попеременно стали нырять на дно океана и доставляли оттуда ил: так была создана земля. На земле Юмо стал творить людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын принялся мешать творению: за это Юмо навсегда изгнал брата под землю и запер в преисподней.

В других мифах Кугу Юмо противостоит творцу зла – своему младшему брату Керемету (которого он изгнал с неба за непослушание). Кугу Юмо велел Керемету, который плавал в водах первичного океана в облике селезня, нырнуть и достать земли со дна. Керемет сделал это, но част земли утаил в клюве. Бог своим дуновением сотворил землю с равнинами, пастбищами, лесами. Керемет же выплюнул утаенную часть и создал горы.

В пантеоне божеств и духов выделялись низшие и высшие. Марийцы верили, что живая и неживая природа, в том числе и человек наделены душой. Все предметы и явления природы имели своих духов-хозяев и хранителей.

Надежным средством умилостивления божеств считалось жертвоприношение в священной роще – кÿсóто. Собравшиеся на моление становились возле почитаемого священного дерева (онапу) и обращались к богам с просьбой быть милостивым и благосклонным к участникам священнодействия. Руководитель моления – карт обращался к божествам с просьбой принять жертву.

6% населения Республики Марий Эл исповедуют традиционную религию предков, поклоняются богам и силам природы. Моления проводятся регулярно в соответствии с традиционным календарем и с учетом положения луны и солнца. На сегодняшний день в республике насчитывается более 600 священных рощ, 327 из которых находятся под охраной государства.