Праздник цветов – именно так с марийского переводится «Пеледыш пайрем» – достаточно молод. Первый раз его отметили 27 мая 1920 года в Сернуре. Идею создания озвучили на II губернском съезде национальностей Вятской губернии. Цель праздника была сформулирована очень поэтично: «чтобы народ мари поверил в свою звезду, возродился новой луной, засиял солнцем». Газета «Марий илыш» («Марийская жизнь») публиковал наказ, сопровождавший рекомендации по проведению Йошкар пеледыш пайрем:
«Если вам дорого будущее вашего народа; белая, как снег, ваша одежда; быстрый, как молния, ваш ум; яркие, как звёзды, ваши глаза; сила Онара в теле вашем; гибкий, как воск, ваш язык; прекрасные, как щебетанье птиц, песни ваши; неявная, как крылья бабочки, ваша душа; если вы хотите, чтобы народ марий воспрянул, как звезда, поднялся, как месяц, засиял как солнце, проведите в Сернуре Пеледыш пайрем».
Большую роль в организации первого празднования сыграл марийский драматург Александр Фёдорович Конаков. Йошкар пеледыш пайрем провели Сернурские педагогические курсы, на которых он тогда преподавал.
Дату праздника выбирали так, чтобы заместить религиозный праздник Семык (день поминовения умерших неестественной смертью) новым советским.
Газета «Марий илыш» («Марийская жизнь») писала, что на торжестве присутствовали как местные, так и жители отдалённых деревень. После торжественного шествия прошли митинг и спортивные игры. Вечером гостей ждали спектакль «Эртыше» по пьесе И.Ф. Токмурзина, концерт и поэтические чтения. Также 27 мая в Сернуре зажгли факел, который пронесли по окрестным деревням и сёлам.
Официальное признание праздник получил в 1923 году. Марийский облисполком объявил Йошкар пеледыш пайрем народным революционным днём трудящихся Марийской автономной области. Датой празднования установили четверг – главный день народного календарного праздника Семык. Уже 24 мая 1923 года в Краснококшайске – так тогда называлась Йошкар-Ола – прошли праздничные мероприятия. Активное участие в подготовке принимала творческая интеллигенция марийского края: Сергей Чавайн, М. Шкетан, Шабдар Осып, Иван Ключников-Палантай, актёры Марийского передвижного театра.
В 1925 году Йошкар пеледыш пайрем прошёл в одной их священных рощ. По словам марийского исследователя В. Соловьёва, участники помнили празднование «во всех подробностях» и спустя 41 год.
В 1930 году Йошкар пеледыш пайрем запретили. Возобновили празднование лишь через 35 лет. Бюро Марийского обкома КПСС установило датой праздника 3 воскресенье июня – после окончания весенне-полевых работ. Также из названия убрали слово «йошкар» («красный»). С 1996 праздник отмечался 12 июня, что совпадало с Днём России. Собственную дату – третью субботу июня – Пеледыш пайрем получил лишь в 2009 году.
Для проведения праздничных мероприятий Минкультом Марий Эл была выработана единая форма. Пеледыш пайрем делится на две части: официальную, во время которой поднимают флаги и подводят итоги весенне-полевых работ, и развлекательную – с играми, концертами и гуляниями.
В 2024 году марийский национальный праздник прошёл на Международной выставке-форуме «Россия». Его гостями стали более 5 тысяч человек.