Марийская свадьба всегда была уникальным и самобытным событием, объединяя в себе различные обряды, ритуалы и магические действия, которые отражали религиозные и мифологические представления народа. Слияние религии, культурного этноса и деталей быта делали брачные торжества марийцев зрелищными и глубоко символичными.

В свадебных церемониях использовались песни, танцы, игровые представления, а также традиционные костюмы и украшения. Эти обряды должны были обеспечить достаток и благополучие новой семьи, защитить супругов от неудач и укрепить брак.

При изучении краеведческих материалов о луговых и горных марийцах, практически невозможно заметить различия в их свадебных обрядах. О браке традиционно договаривались старшие члены семьи. Молодых людей стремились женить как можно раньше, а девушек, наоборот, выдавали замуж позже. В результате невеста могла быть старше жениха на 3-6 лет.

После принятия решения родственниками происходило само сватовство. В дом невесты приезжал отец жениха и сват (тула́р), при этом сам жених отсутствовал. У луговых марийцев в качестве согласия на свадьбу невеста должна была выпить чашу с хмельным напитком. У горных марийцев обе стороны надкусывали хлеб с маслом, что символизировало согласие на брак.

Традиционную марийскую свадьбу отмечали летом, между посевом и сенокосом или после сенокоса. Свадьба могла быть дневной (с утра до вечера) или ночной (на сутки).

В деревне жениха родственники собирали свадебный поезд (сÿан), состоящий из 20 и более подвод. Участниками были родственники жениха (сÿанва́те — «свадебные женщины» и сÿанмари́й — «свадебные мужчины»). Друг жениха (саву́ш) был распорядителем поезда, а один из старших родственников (сÿанву́й — «свадебная голова») — распорядителем свадьбы. Мать жениха и незамужних девушек в поездку к невесте не брали.

В доме невесты шли приготовления: её одевали в традиционный костюм, голову повязывали платком. Ее подруги укладывали заранее приготовленное приданое в сундук. Сестры невесты к этому действу не допускались, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках.

Первым в дом входил друг жениха, а за ним — сам жених (качымари́й) и два его родственника. Чтобы защитить невесту от злых духов, ее подруга шла по её следам. Затем новобрачные уходили вглубь дома до завершения преподнесения даров родителям невесты. Традиционно мать невесты одаривали серебряными монетами, которые сÿанву́й клал ей на грудь в знак благодарности за воспитание дочери.

После благословления жреца молодожены садились за стол, и начинался пир. Старшие родственники пировали, а молодые в это время развлекались. Перед тем как невесте надевали свадебный кафтан (сывын) поверх праздничного платья для перехода в дом жениха, угощали молодых парней из деревни (ÿдыр арака йÿмаш). Этот обряд исполнял молодой родственник невесты, надев ее свадебный кафтан и изображая ее. После пира в доме невесты свадебный поезд направлялся в дом жениха. По пути обязательно заезжали в заранее оговоренный дом, где невеста снимала платок и надевала женский головной убор, что символизировало ее переход в статус жены.