Марийцев часто называют «последними язычниками Европы». Действительно, марийский народ исповедовал язычество и почитал множество богов, главным из которых был Ош Кугу-Юмо (Большой Белый Бог). Однако в XIX веке, под влиянием ислама и православия, верования окончательно сформировались, и утвердился образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).


Как известно, моления проходят в Кӱсото (священных рощах). Обычно они расположены на возвышенности, недалеко от деревни, и могут занимать площадь до 1 гектара.


В зависимости от количества молящихся рощи подразделяются на несколько видов: семейные, родовые, патронимические, общедеревенские, родственной группы деревень, мирские и всемарийские. Также различаются кӱсото, посвящённые отдельному богу, и святилища, в которых молятся нескольким богам или духам.


В марийских священных рощах три входа: с востока – для жертвенных животных, с юга – для поднесения ключевой воды, с запада – для участников моления. В центре расположены онапу – почитаемые деревья, возле которых устанавливают шаге (алтари) из жердей, покрытых ветками пихты.
Кӱсото – сакральная территория. Здесь запрещено находиться посторонним, ломать деревья, убивать животных и жечь костры (если это происходит не во время моления), распивать алкоголь и разбрасывать мусор.


Сейчас в Марий Эл больше 300 священных рощ. Многие из них взяты под охрану государства. Попасть в кӱсото кому-то кроме представителей марийской традиционной религии достаточно сложно. Однако это удалось сделать марийскому режиссёру Андрею Огородникову. Вместе со съёмочной группой он присутствовал во время моления и пообщался с картом (жрецом). На основе отснятых материалов Огородников выпустил фильм «Онаеҥ», дающий достаточно полное представление о традиционной вере марийского народа.

В статье использованы кадры из фильма "Онаеҥ" Андрея Огородникова